Немного о Husaberg:
В 1988 году мотоциклетное отделение легендарной шведской Husqvarna перешло под итальянское крыло концерна MV Agusta. Практически брошенными на произвол судьбы остались несколько шведских мотоинженеров, не пожелавших уехать в Италию. Но, объединившись под руководством Томасса Густевссона, они, несмотря ни на что, решают продолжить производство внедорожных мотоциклов. Начинается серьезная работа по поиску инвесторов и государственной помощи. На счастье, источники финансирования были найдены, и буквально в течение года был спроектирован и подготовлен к производству новый шведский мотоцикл под торговой маркой Husaberg. Несмотря на довольно скромное финансирование и отсутствие «топовых», дорогих гонщиков, выступавших на мотоциклах Husaberg, было завоевано 17 высших титулов в соревнованиях по мотокроссу и эндуро.
В 1995 году финансовые неурядицы становятся причиной смены владельца. Новым хозяином Husaberg становится австрийский концерн КТМ. И в 2003 году производство мотоциклов полностью переносится в Австрию. В Швеции остается только проектное отделение компании. В 2008 году Husaberg разрабатывает революционный четырехтактный двигатель с углом наклона цилиндра 70º, а уже в 2009 Ориоль Мена (Oriol Mena) выигрывает Чемпионат Мира по Эндуро на новой модели FE 450. В 2010 году в производственной гамме шведов появляются двутактные модели. Но в 2012 году старая история компании заканчивается, что бы начаться вновь. Из обычной наложницы Husaberg становится любимой женой в гареме австрийского султана КТМ. Модельный ряд мотоциклов полностью обновляется. И сегодня на сине-желтых мотоциклах используются только самые передовые технологии и разработки из Матигхоффена. Под маркой Husaberg покупатель сможет приобрести целых семь моделей ультрасовременных «эндуриков»: от младшего двутактного TE 125, до самого большого и мощного четырехтактного FE 501.
Кроме различий в силовых установках, все модели объединяет общая, новая платформа. Пожалуй, о ней расскажем подробнее.
Все модели Husaberg получили новую раму из хром-молибденовой стали, классический рецепт сочетания жесткости и невысокой массы от КТМ. Ее конфигурация одинакова практически для всех моделей. По примеру недавней новинки Freeride 350, все мотоциклы оборудованы задним подрамником, выполненным из легкого и прочного углепластика, усиленного полиамидом. Компактная и легкая конструкция состоит из трех основных элементов, скрепленных между собой болтами.
В штатной комплектации на мотоцикл устанавливается защита картера двигателя, сделанная из высокопрочного пластика. Все мотоциклы Husaberg теперь оснащены легкими колесными дисками DID с фрезерованными ступицами. "Топовые" обода от DID, анодированные в синий цвет, ступицы и даже ниппели спиц – все изготовлено из алюминиевых сплавов. Экономия веса составила почти 200 г с каждого колеса. Сами спицы имеют черное покрытие – и от коррозии защита, и внешний вид интересный. Также с 2013 года покрышки Michelin — это штатная комплектация мотоциклов Husaberg.
На всех моделях новые цельнофрезерованные траверсы вилок. Конструкция нижних траверс изменена для улучшения управляемости мотоциклов и снижения веса. На двухтактных моделях TE 250 и TE 300 также изменился и вылет верхних — с 22 мм он уменьшился до 20 мм.
Название компонентов тормозной системы говорит само за себя – Brembo. Лепестковые тормозные диски стали еще легче и при этом эффективнее.
Новые Husaberg получили новейшую, полностью регулируемую вилку с закрытыми картриджами WP 4CS с перьями диаметром 48 мм. Теперь существенно упростилась настройка подвески: сверху правого пера винт, отвечающий за настройку гидравлики отбоя, левого — сжатия. По сравнению с предыдущей вилкой, 4CS гораздо легче и проще в обслуживании. Изменилась и задняя подвеска: моноамортизатор WP PDS стал длиннее на 7 мм и получил упрощенную систему регулировки преднатяга пружины. Его крепление перенесено на 5 мм ближе к двигателю. Новый алюминиевый маятник задней подвески «похудел» на 300 граммов.
Все 4-х тактные мотоциклы оснащены системой впрыска топлива с диффузором диаметром 42 мм. В качестве опции доступен переключатель предустановленных карт "мозгов" и возможность создания и сохранения собственных.
На 250- и 350-кубовых двигателях и впускные, и выпускные клапаны изготовлены из титана, у FE450 и FE501 титановые клапаны только на впуске. Кроме того, большие двигатели получили балансирный вал.
На всех силовых агрегатах Husaberg(4т), вне зависимости от рабочего объема, установлено два масляных насоса. Один отвечает за нагнетание масла к парам трения и смазку сцепления, второй – за откачивание масла из картера и смазку КП. Генератор располагается в масляной ванне для более эффективного охлаждения. Разумеется, все эндуро оснащены электростартером, но на любую 4-тактную модель можно установить кикстартер.
На мотоциклах была изменена форма камеры воздушного фильтра. Была улучшена грязезащита системы питания двигателя и оптимизирован воздушный поток на впуске при помощи индивидуального дизайна воздуховодов. Традиционно обслуживание фильтра не требует специальных инструментов. Все модели комплектуются новыми топливными баками из прозрачного пластика, позволяющего контролировать уровень бензина «на глаз». Большие 9,5-литровые баки четырехтактных моделей также оснащены дополнительной контрольной лампой резерва топлива. Емкость баков двутактных моделей была уменьшена до 10,7 л для улучшения эргономики. Защитный пластик аппаратов в 2013 году сконструирован с прицелом на значительное улучшение эргономики.
Райдеру предоставили максимум свободы для контроля мотоцикла. Все модели, как и раньше, имеют специальные выемки для рук, ухватившись за которые проще вытаскивать застрявшую или поднимать упавшую технику. Радиаторы системы охлаждения (на четырехтактных моделях, оснащенных вентилятором) стали легче и прочнее старых за счет применения нового алюминиевого сплава.
Все четырехтактники получили новые глушители с измененным дизайном. Выпускные системы улучшили производительность двигателей и стали гораздо более экологичными. На двутактниках выпуск не изменился.
Патронаж "большого брата" в лице КТМ позволил шведскому бренду не просто продолжить создавать конкурентоспособные эндуро, но и начать активно расширять зону влияния на рынке мотоциклов двойного назначения. Так что в ближайшее время, похоже, нам предстоит все чаще встречать сине-желтые мотоциклы и на спортивных трассах, и на клубных покатушках. Оно и к лучшему – здоровая конкуренция пойдет на пользу и производителям, и потребителям.
Информация собрана в единый обзор из открытых источников в интеренете.