В России появятся водительские удостоверения нового образца
В России должны появиться водительские удостоверения нового образца, причем на этот раз с пятью новыми категориями. Об этом чиновники говорят уже два года. Масштабную реформу сначала назначили на 2007 год, затем — на январь 2008 года, потом перенесли на минувшую осень... И пока все остается как было.
Нет, не передумали. И передумать уже не получится: ввести новые водительские удостоверения от России требует Венская конвенция о дорожном движении 1968 года, а точнее — поправки к этому документу, принятые транспортным комитетом ООН в 2004 году. И как страна — участница Конвенции Россия должна ввести новые водительские удостоверения не позднее 28 марта 2011 года. Проигнорировать это, как долгие годы происходило с нормами содержания алкоголя в крови водителей, нельзя: иначе никто из нас не сможет сесть за руль за границей даже с так называемыми международными правами.
Каким будет грядущее водительское удостоверение? По форме — ничего нового. Конвенция рекомендует, чтобы, как и сейчас, удостоверение было в виде розовой пластиковой карточки размером с кредитку. Понятно, что останутся и фотография, и подпись владельца. А вот надписи на карточке станут другими. Во-первых, названия граф (дата выдачи, место рождения и т.д.) заменят цифрами. Во-вторых, все без исключения записи (а не только имя, фамилия и место рождения) будут продублированы латиницей. В-третьих, расположение надписей теперь четко регламентировано. Попутно это позволит и нашим гаишникам разобраться в том, что написано в водительских удостоверениях иностранцев. Подробнее о бланках водительских удостоверений — в таблице.
А теперь — главное. Конвенция разрешает (именно разрешает, а не требует!) создать в рамках действующих категорий прав (A, B, C, D, BE, CE и DE) подкатегории А1, B1, С1, D1, C1E и D1E (см. таблицу). «В рамках» означает то, что если сейчас у водителя открыта, например, категория С (грузовые автомобили), то при замене старого водительского удостоверения на новое он без дополнительных экзаменов получит и подкатегорию С1 (грузовики массой от 3,5 т до 7,5 т).
Подкатегории ввели в Евросоюзе два года назад — и совсем не для того, чтобы осложнить жизнь водителям. Наоборот! Зачем учиться вождению «большого» грузовика, если ты планируешь ездить максимум на «пятитоннике»? А права на него благодаря существованию на территории ЕС категории С1 можно получить не в 21 год (это возрастной ценз для категории С), а уже в 18 лет. К тому же обучение пройдет быстрее и будет стоить дешевле.
Помимо заимствованных у Европы подкатегорий Конвенция разрешает каждой стране вводить свои, «национальные» категории водительских удостоверений: на право управления тракторами, троллейбусами, трамваями — чем угодно. В Великобритании, например, есть категория G, обладатели которой могут с 21 года управлять асфальтоукладчиками.
В России категории G не будет. От категории B1 (квадроциклы и микролитражки) у нас тоже отказались, а вот подкатегории A1, С1, С1Е, D1 и D1E появятся. Четыре последние, на наш взгляд, в «разборе» не нуждаются — их суть четко определена Конвенцией. А вот права категории А1 понадобятся не только мотоциклистам, как сказано в таблице, но и владельцам мопедов. Пока в нашей стране «скутеры» (двух- или трехколесные транспортные средства с моторами объемом менее 50 см3 и скоростью не выше 50 км/ч) приравниваются к велосипедам с подвесным двигателем и ездить на них можно без прав. Однако в Конвенции сделана важная оговорка: при отсутствии у мопеда педального привода его позволено отнести к мотоциклам. Так наши законодатели, скорее всего, и поступят.
Любопытно, что европейцы пошли другим путем. Для мопедов они ввели специальную категорию М (в некоторых странах — AM), которую автоматически открывают всем, у кого есть хоть какие-то права. А тем, у кого водительского удостоверения нет, для получения категории М достаточно прослушать небольшой теоретический курс и сдать тест на знание Правил. У нас категорию А1 получат «в подарок» лишь мотоциклисты, то есть обладатели нынешней категории А. Всем остальным, если не хочется ставить мопед на прикол, придется сдавать экзамены (и «теорию», и «практику»).
А как быть хозяевам квадроциклов? Создавать специально для них категорию B1 в России отказались. Значит, как и сейчас, эти транспортные средства будут делиться на два типа, причем «технического» водораздела здесь нет, и все будет зависеть от… таможни! На некоторые «квадрики» (говорят, «по настойчивой просьбе» владельцев) она выписывает ПТС, приравнивая их к мотоциклам, а остальные относит к тракторам. В последнем случае документы на управление (права тракториста-машиниста) придется получать не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.
До появления новых категорий водительских удостоверений властям придется утвердить для каждой из них возрастной ценз (от 16 лет до 21 года), разработать методички по приему экзаменов и, что самое важное, создать новые программы для автошкол. Пока в этом направлении не сделано почти ничего. Мало того, не готов даже образец новых прав! Загвоздка, видимо, в том, что за процесс подготовки водителей, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений в России отвечают три ведомства: Министерство образования и науки, Минтранс и МВД в лице ГИБДД. Пока идет лишь перетягивание каната. Например, ГИБДД хочет отобрать у своих «конкурентов» лицензирование автошкол.
Зато, как и прежде, государственные мужи не устают говорить о том, «что надо бы сделать». Так, по итогам недавней конференции Автошкола-2008 они постановили, что следует уделять внимание «формированию у кандидатов в водители позитивных морально-этических норм и стереотипов поведения на дороге». Там же решили, что для приема экзаменов хорошо бы использовать автоматизированные автодромы, а при изменениях ПДД проводить периодический контроль знаний среди водителей, давно получивших права.
Но это лишь слова. Реальное достижение тройки Минтранс—Минобр—ГИБДД пока одно: разработана «переходная» программа подготовки водителей в автошколах на 2009—2010 годы. Про подкатегории в этом документе — ни слова, а единственное новшество сводится к тому, что часы, которые раньше отводились на изучение устройства автомобиля, теперь отданы практическим занятиям по вождению.
Подытожим. Те, у кого уже есть права, могут и ездить, и спать спокойно: новые водительские удостоверения если и начнут выдавать, то не раньше 1 января 2011 года. Мало того, массовой замены старых прав на новые не будет: нынешние водительские удостоверения останутся действительными, пока не истечет указанный на них «срок годности». Но только на российских дорогах. А вот чтобы беспрепятственно ездить за границей, придется в обозримом будущем побывать в ГАИ.